Телефон "горячей линии"
 учреждения для приема
 сообщений о коррупционных
 проявлениях: тел.: 8(86553) 4-15-92
 E-mail: detdomnadezhda@mail.ru
 356220 Ставропольский край,
 Шпаковский район,
 с. Надежда, ул. Рабочая 77

Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) № 13»           

 

 

 

 

 

 

Обсуждена и утверждена на педсовете                        «Утверждаю»

Протокол № ____ от «___» ______2010 г.                    Директор детского дома

                                                                                   ______С. М. Шабанова

 

 

 

 

 

Программа развития детского дома

на  2010-2015 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Надежда, 2010 год

 

Содержание программы развития детского дома

 

 

 

Раздел I.

Паспорт программы развития детского дома на 2010-2015 годы.

 

 

Раздел II.

1. Анализ ситуации и концептуальные основания программы развития.

1. Информационная справка о детском доме:

1.1.Характеристика педагогического коллектива.

1.2.Характеристика контингента воспитанников.

1.3.Материальная база детского дома.

2. Особенности воспитательной системы детского дома.

3. Ожидаемые результаты развития детского дома.

4. Модель выпускника детского дома

5. Предлагаемые критерии  для оценки степени реализации программы развития

6.Концепция развития детского дома.

 

 

Раздел III.

Основные направления реализации программы:

1. Нормативно-правовая обеспеченность детского дома

2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса:

2.1. Создание развивающей образовательной среды.

2.2. Совершенствование профессионализма педагогических кадров.

2.3.Обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников.

3. Совершенствование системы управления детским домом.

4. Формирование материально-технической базы

5. Модернизация содержательной и технологической стороны воспитательного процесса детского дома

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети. Количество детей-сирот при живых родителях неизменно растет. Количество беспризорных детей превышает послевоенный уровень.

У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников.

К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация: все образовательные учреждения имеют государственную программу, где четко определено содержание обучения, требования к знаниям и умениям, а для детских домов таковых нет. При этом детский дом призван выполнять социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществлять осознанный выбор и в дальнейшем освоить профессиональные образовательные программы (из Закона РФ “Об образовании”, ст.9)

Следовательно, необходимость разработки Программы развития детского дома определяется действием как внешних, так и внутренних факторов.

Стратегическими ориентирами развития детского дома являются:

-создание коррекционно-развивающей среды и дополнительного образовательного пространства для насыщенного и безопасного существования ребенка в детском доме и в не его на основе социально-педагогического подхода;

-формирование у субъектов воспитательно-образовательного процесса мотивационной, теоретической и технологической готовности к реализации задачи программы развития;

-обеспечение взаимодействия (взаимосвязи, интеграции и координации) всех субъектов воспитательно-образовательного процесса детского дома;

-разработка и реализация технологий индивидуального подхода к детям как субъектам собственной жизни, позволяющих достичь планируемых результатов воспитательно-образовательной работы;

-своевременный анализ, организация, контроль, регулирование и коррекция деятельности системы детского дома  на основе управления, соуправления и самоуправления.

 

 

 

 

 

 

Раздел I.

 

Паспорт программы развития детского дома на 2010 - 2015 годы.

 

Законодательная база для разработки программы развития:

1. Конвенция ООН о правах ребёнка.

2. Закон РФ «Об основных  гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

3. Закон РФ «Об образовании».

4. Закон РФ «Об утверждении  Федеральной программы развития образования».

5. Закон Ставропольского края «Об образовании».

 

Данная программа продолжает стратегию развития детского дома и действия по ее реализации. Программа развития детского дома представляет собой совокупность взаимосвязанных новшеств и предпосылок по их освоению в рамках базового воспитательно-образовательного процесса.

 

1.     Цели и задачи программы

Цель программы: совершенствование деятельности детского дома, обеспечивающей комплексное сопровождение развития воспитанников; способствующей реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их духовно-нравственному, эстетическому, патриотическому  и физическому развитию.

 

Задачи программы:

1.                   Совершенствование системы мониторинга за качеством социально-педагогических, медицинских услуг.

2.                   Реализация индивидуальных социально-медико-психолого- педагогических программ сопровождения развития детей-сирот в условиях детского дома.

3.                   Развитие профессиональной компетентности педагогических работников детского дома.

4.                   Формирование культуры здорового образа жизни. Сохранение и укрепление физическое и психологическое здоровье воспитанников.

5.                   Развитие ресурсного (материально-технического, кадрового, научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса).

6.                   Совершенствование воспитательной системы детского дома, основанной на традициях казачества.

7.                   Формирование патриотических чувств и сознания воспитанников детского дома.

8.                   Способствовать формированию основ культуры общения, построения межличностных отношений, нравственной позиции воспитанников.

9.                   Создание психологически благоприятных условий для всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

 

Сроки реализации программы: с 01.09. 2010 г. по 01.09. 2015 г.

 

Реализация программы строится на следующих принципах:

- программно-целевого подхода, предполагающего единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;

- информационной компетентности участников воспитательно- образовательного процесса о происходящем в детском доме;

- вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития детского дома;

- включения в решение задач программы развития всех субъектов образовательного пространства.

Приоритетными направлениями развития детского дома являются:

  • В отношении воспитанников – подготовка детей к жизни в семье и обществе;
  • В отношении педагогического коллектива – повышение квалификации педагогов, совершенствование научно-методической работы;
  • В отношении социального окружения – формирование соответствующего имиджа детского дома;
  • В отношении обеспечения воспитательно-образовательного процесса – улучшение материально-технической базы для обеспечения воспитательно-образовательного процесса детского дома.

 

Раздел II.

1. Анализ состояния работы в детском доме и основные проблемы функционирования. Концептуальные основания программы развития.

Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом (смешанный) №13» создано в 1999 году и  является учреждением  общего типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.               

         Учредитель:  Министерство образования Ставропольского края.

         В настоящее время в детском доме50 воспитанников  в возрасте от 7 до 17 лет; из них: Мальчиков-31, девочек- 19.

В детском доме сложился профессиональный компетентный и работоспособный педагогический коллектив из 16 педагогов (воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физической культуры, инструктора по труду, педагог дополнительного образования). Высшее образование имеют  43,3 % педагогов. Из них:

 

Категория

Высшая

Первая

Вторая

Количество

1

8

6

 

        Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - одна из приоритетных функций нашего  детского дома. Анализ состояния здоровья воспитанников за последние 5 лет показал следующие результаты:

 

Таблица № 1

Группы здоровья

Группы здоровья

2005-2006 гг.

2006-2007 гг.

2007-2008 гг.

2008-2009 гг.

2009-2010 гг.

I

2

3

4

1

2

II

6

7

5

5

4

III

25

20

27

37

38

IV

15

17

12

5

5

 

Таблица №2

Распределение воспитанников

по диспансерным группам

Заболевания

2007-2008 гг.

2008-2009 гг.

2009-2010 гг.

Органы центральной нервной системы

10

2

10

Лор. органы

7

11

10

Органы зрения

8

4

3

Органы пищеварения

3

4

2

Органы мочевыделительной системы

3

2

4

Органы костно-мышечной системы

-

-

-

Органы внутренней секреции

-

-

-

Туберкулезный учет

-

-

-

Грыжи

-

          -

-

Органы кровообращения

-

-

-

 

Диаграмма №1 -2

 

Таблица № 3

Анализ заболеваемости воспитанников

Заболеваемость

2005-2006 гг.

2006-2007 гг.

2007-2008 гг.

2008-2009 гг.

2009-2010 гг.

ОРВИ

30

25

29

30

23

Ангины

30

40

35

22

26

Бронхиты

5

3

2

1

1

Кишечные инфекции

-

-

-

-

-

Пневмония

-

-

-

-

-

Коньюктивиты

-

-

-

-

-

 

      Анализ заболеваемости воспитанников детского дома показывает, что

Уровень заболеваемости снизился по сравнению с прошлыми годами       

      В нашем детском доме воспитанники ежегодно проходят санаторно-курортное лечение.

 

 

Таблица № 4

 

Самооценка  подготовленности к некоторым аспектам сохранения здоровья (%) 2005 г.; 2009 г.

(сравнительный анализ)

 

 

2005 год

2009 год

Да, знаю точно

Знаю приблизительно

Вообще не знаю

Да, знаю точно

Знаю приблизительно

Вообще не знаю

Свои хронические заболевания

49,3

27,5

19,2

54,2

32.4

14.4

Где взять страховой медицинский полис

46,2

26,2

25,3

75

16

9

Какое лекарство надо принять, если что-то заболело

41,1

48,2

8,6

57.1

36,5

6,4

Как вызвать врача на дом

78,3

15,2

4,7

74,4

13,7

11,9

Куда обратиться в случае наличия женских (мужских) проблем

55,3

23,9

17,9

57,1

23,4

9,5

Как уберечься от СПИДа

73

15,5

9,6

84

12

4

 

      В детском доме проводится систематическая работа по профилактике вредных привычек у подростков.

 

Число воспитанников, занимающихся физкультурой и спортом

    Все воспитанникидетского дома обучаются в МОУ СОШ №13 с. Надежда с 1-й по 9-й класс  занимаются на уроках физической культуры и в спортивных секциях. В детском доме созданы условия для занятий спортом: оборудован и  работает тренажерный зал, на территории расположены волейбольная и баскетбольная площадки. Воспитанники детского дома регулярно принимают участие в районных и краевых спортивных соревнованиях.

    В детском доме создана система мониторинга за динамикой физического и психического здоровья воспитанников, что позволяет вести систематическую коррекционную работу с детьми, имеющими проблемы в развитии и обучении.

 

                      Состояние развития детей:

       В учреждении ведется психо-коррекционная работа по нескольким направлениям.

Таблица №5

Успеваемость (сравнительный анализ)

Успеваемость

2005-2006 гг.

2006-2007 гг.

2007-2008 гг.

2008-2009 гг.

2009-2010 гг.

«4» и «5»

6

4

7

5

5

«3» и «4»

44

46

42

39

46

Повторный курс

-

-

-

-

-

 


                                                                                                               Таблица № 6

 

2005-2006 гг.

2006-2007 гг.

2007-2008 гг.

2008-2009 гг.

2009-2010 гг.

Высокий уровень

22

25

21

19

21

Средний уровень

21

21

22

22

27

Низкий уровень

7

4

6

8

5

 Статистические данные изменения  развития эмоционально-волевой сферы воспитанников (сравнительный анализ)


                                                                                             Диаграмма№4

 

 

Диаграмма№5

 

 

 

 

 

 

Таблица №7

 Статистические данные изменения состояния развития личностной сферы воспитанников

 

 

2005-2006 гг.

2006-2007 гг.

2007-2008 гг.

2008-2009 гг.

2009-2010 гг.

Адекватная самооценка

12

8

11

7

19

Заниженная самооценка

34

37

27

31

26

Завышенная самооценка

4

5

11

13

6

 

Таблица №8 

Статистические данные изменения состояния и развития коммуникативных и организаторских способностей воспитанников

 

 

2005-2006 гг.

2006-2007 гг.

2007-2008 гг.

2008-2009 гг.

2009-2010 гг.

Высокий уровень

23

20

21

3

27

Средний уровень

20

25

20

23

18

Низкий уровень

7

5

8

14

6

Диаграмма №6

 

 

Таблица №9

Статистические данные изменения состояния и развития детей с отклоняющимся поведением (сравнительный анализ)

Учебный год

Отклоняющееся от нормы поведение  

Норма

2004-2005

3,5%

96,5%

2005-2006

3,5%

96,5%

2006-2007

3,1%

96,9%

2007-2008

2,6%

97,4%

2008-2009

3,8 %

96,2%

2009-2010

3,6%

96,4%

 

 

Таблица №10

Сводная таблица изменения уровня воспитанности у воспитанников (за последние  три года)

Учебный год

Высокий уровень

Хороший уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2007-2008

13

17

16

3

2008-2009

2

10

30

2

2009-2010

29

19

3

-

 

 

          Воспитанники и педагоги нашего детского дома ежегодно участвуют в районных, краевых и международных конкурсах (см. таблицу 11).

Таблица 11

Участие воспитанников в районных, краевых и международных мероприятиях

2004-2005 гг.

-  Международный конкурс «Рождественские фантазии»,

- «Спартакиада» зональные соревнования (7 место);

- легкая атлетика (14 место);

- «мини футбол» (3 место);

- краевой фестиваль  «Созвездие»;

- районный конкурс «Юный кулинар» (2 место);

- конкурс рисунка «Отражение»;

- Всероссийская олимпиада для второклассников (I и II тур).

2005-2006 гг.

-  Международный конкурс «Рождественские фантазии»,

- «Спартакиада» зональные соревнования (5 место);

- «Стритбол» (5 место);

- легкая атлетика (12 место);

- «мини футбол» (3 место);

- краевой фестиваль  «Созвездие»;

- районный конкурс «Юный кулинар» (2 место);

2006-2007 гг.

-  Международный конкурс «Рождественские фантазии»,

- «Спартакиада» зональные соревнования (7 место);

- «Стритбол» (5 место);

- легкая атлетика (14 место);

- «мини футбол» (3 место);

- краевой фестиваль  «Созвездие»;

- районный конкурс «Юный кулинар» (2 место);

- конкурс рисунка «Отражение»;

2007-2008 гг.

- «Спартакиада» зональные соревнования (1 место);

- «Стритбол» (1 место);

- легкая атлетика (1 место);

- «мини футбол» (2 место);

- краевой фестиваль  «Созвездие»;

- районный конкурс «Юный кулинар» (2 место);

- конкурс рисунка «Отражение»;

2008-2009 гг.

-  районный конкурс «Юный кулинар» (2 место);

- конкурс рисунка «Отражение»;

-участие в праздновании на территории села: «День села», «9 мая»

2009-2010 гг.

-  Международный конкурс «Рождественские фантазии»,

- «Таланты и поклонники»

- краевой фестиваль  «Созвездие»;

- районный конкурс «Юный кулинар» (2 место);

- конкурс рисунка «Отражение»;

- «Поклонимся великим тем годам»

 

В период с  2005 года по 2010 год детский дом являлся краевой опытно-экспериментальной площадкой по теме: «Комплексное сопровождение развития детей-сирот в условиях сельского детского дома».

За период опытно-экспериментальной работы были достигнуты следующие результаты:

1.     Подготовлены и опубликованы 5 сборников научно-методических материалов (программы, учебно-методические пособия).

2.     Разработана и апробирована программа комплексного сопровождения развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях сельского детского дома, программа по повышению квалификации педагогов детского дома.

В учреждении создана хорошая материально-техническая база. Однако, материально-техническое оснащение детского дома в условиях развития требует постоянного совершенствования.

Несмотря на позитивные результаты, в работе детского дома необходимо решить следующие проблемы:

- продолжение работы по повышению профессионализма педагогов;

- совершенствование учебно-воспитательного процесса; системы комплексного сопровождения развития воспитанников;

- создание постоянно действующей системы мониторинга за качеством услуг учреждения;

- модернизация системы управления детским домом;

- дальнейшее совершенствование материально-технического и информационного обеспечения учреждения.

Завершилась реализация Программы развития детского дома. Эта программа являлась организационно-управленческим проектом, направленным на практическое использование, была рассчитана на продолжительный срок (2005-2010 гг.), подлежала регулярному пересмотру и корректировке в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями и результатами анализа в ходе ее реализации. Это разновидность целевой программы, которая была определена как интегративное объединение исходных проблем (социально-педагогического, материально-базового и здоровьесберегающего плана), целей, ресурсов, действий по достижению целей. Основная цель, а, следовательно, и ожидаемый результат, был определен как создание эффективно работающей модели детского дома, обеспечивающей комплексное сопровождение развития воспитанников.

Для достижения намеченной цели в течение года решались следующие задачи:

1.     Создание системы мониторинга за качеством социально-педагогических, медицинских услуг.

2.     Становление детского дома как части социокультурной системы.

3.     Создание развивающе-психологического климата, способствующего максимальному развитию личности воспитанников, коррекции недостатков развития.

4.     Разработка индивидуальных социально-медико-психолого- педагогических программ сопровождения развития детей-сирот в условиях детского дома.

5.     Совершенствование педагогической культуры педагогов через реализацию программы по повышению квалификации.

6.     Использование образовательного потенциала сельского социума для воспитания и развития детей-сирот.

7.     Формирование культуры здорового образа жизни.

8.     Разработка и внедрение нового  содержания воспитания и обучения в детском доме.

9.     Использование библиотеки в системе поликультурного образования детей-сирот в условиях детского дома.

10.                       Развитие ресурсного (материально-технического, кадрового, научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса).

         Все направления Программы развития выполнены.

 

2. Особенности воспитательной системы детского дома.

Образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, особенно в сельской местности. Воспитание является важнейшей составной частью целостного процесса образования.

В детском доме разработана и успешно внедрена программа комплексного сопровождения «Я вхожу в общество». Содержание программы обусловлено особенностями интернатного образовательного учреждения (статусными характеристиками контингента детей: социальный статус, психический статус, физический статус; организацией жизнедеятельности детей в учреждении).

В результате реализации воспитательно-образовательной программы ожидались и частично достигнуты:

Психотерапевтический эффект: доверие ребенка к воспитателю, стремление к контакту с ним, открытость и интерес к занятиям, снижение эмоциональной напряженности, психологический комфорт и позитивные чувства, разрядка эмоциональных переживаний, снижение частоты конфликтов и ссор с детьми.

Развивающий эффект: проявление  интереса к содержательной стороне воспитания у самого ребенка, желание проявить свои способности на занятиях,  стремление говорить с педагогом о своих проблемах, само рефлексия собственных эмоциональных состояний, поведения, личностных качеств и желание использовать полученные на занятиях знания, умения и навыки в других видах деятельности.

Образовательный эффект: возможность раскрытия ребенком своих ресурсов и способностей, приобретения навыков самообразования, получение возможности самоутверждения в значимых для него сферах жизнедеятельности.

Воспитательная система детского дома – это система, генерирующая целостный воспитательный процесс, путем интеграции двух основных подсистем – обучающей и воспитывающей. Она объединяет все педагогические воздействия идущие на ребенка, создавая тем самым единое воспитательное пространство, в котором происходит развитие личности ребенка.

Выпускник – это свободная, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная к саморазвитию и самореализации.

Для реализации этой модели личность должна обладать определенными качественными характеристиками. Данные характеристики можно разбить на четыре группы:

· здоровье;

· культура личности, жизненные и нравственные позиции;

· познавательная деятельность

· знания и умения.

Здоровье

1. здоровье физическое и психологическое

2. ведение здорового образа жизни

3. осознанное и активное отношение к здоровью и физической культуре

Культура личности, жизненные и нравственные позиции

1. гуманистическое мировоззрение

2. культура самоопределения личности, стремление к совершенствованию

3.  коммуникативность, культура общения

4. бережное отношение к общественным ценностям, гражданственность

5. честность, принципиальность, умение отстаивать свои взгляды и убеждения

6. оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей

7. адекватная самооценка

Познавательная деятельность

1. интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования

2. осознанные познавательные интересы и стремление реализовывать их

3. способность использовать знания на практике

4. рациональная организация труда, самообразования

Знания и умения

1. достижение уровня компетентности в знаниях

2. целостное видение проблем, свободное ориентирование в знаниях

3. знание способов рациональной работы, способность к самообразованию

4. умение применять знания в нестандартных ситуациях для решения возникающих проблем

Содержание воспитательной системы детского дома № 13 строится на основе общих педагогических принципов:

Регионализация нравственно-патриотического воспитания.

Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к воспитанию позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.

Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Целостность. Использование этого принципа позволяет формировать у воспитанников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.

Научность. Одним из важных принципов построения воспитательной системы детского дома является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.

Социальные идеи. Освоение знаний, отражающих эти идеи, обеспечивает формирование основ нравственного сознания. Среди них важное место занимает единство человека и общества, человека и природы.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Стимулирование активности. Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории поселка, воспоминания старожилов, материал для макета и др.), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском доме.

Культуросообразности. Этот принцип выстраивает содержание воспитательной системы как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Особенностью воспитательной системы детского дома № 13 является ее построение, основанное на традициях казачества.  

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
Главный результат данного направления воспитания заключается в развитии нравственной и гражданской ответственности личности, сознательном предпочтении добра как принципа взаимоотношений между людьми, готовности к саморазвитию и нравственному самосовершенствованию


 

3.     Ожидаемые результаты развития детского дома

Реализация программы позволит сформировать целостную открытую социально-педагогическую систему, способную создать образовательное пространство для развития и саморазвития воспитанников. Детский дом для своих воспитанников должен стать школой:

- знаний,

- творчества,

-ЗОЖ

- жизни человека

- традиций,

- культуры,

- развития

- общения.

В результате реализации программы детский дом должен получить нового педагога, интегрирующего в себе учителя образовательной области знаний, воспитателя, психолога, новатора.

Целенаправленно реализуя все направления Программы, детский дом выпустит в жизнь выпускника, способного к следующему:

  • Адаптации и самореализации в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;
  • Сохранению собственного здоровья и высокой работоспособности в неблагоприятных условиях жизни и труда;
  • Осознанному профессиональному выбору с учетом потребностей региона, а также своими интересами и способностями;
  • Творческому решению задач в жизненных ситуациях, в учебе, в труде, в семье;
  • Продолжению образования, устойчивому саморазвитию на основе высокой мотивации достижений успеха в жизнедеятельности.

Выпускник детского дома – это личность, любящая родной край, готовая жить в нем и работать. Это человек, достигший личностной и социальной зрелости, обладающий чувством ответственности, толерантностью и позитивным мышлением.

     Социальный заказ мы понимаем  как спрогнозируемый комплекс общих требований общества к воспитаннику ко времени выпуска его из детского дома как компетентной, социально-интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

 

4.Модель выпускника детского дома

Выстраивая предвосхищаемый образ выпускника детского дома, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. Образ выпускника – не итог в развитии личности, а базовый уровень, развитию и становлению которого должен максимально способствовать детский дом.

 

ВЫПУСКНИК ДЕТСКОГО

ДОМА

ВОСПИТАН

ОБРАЗОВАН

СОЦИАЛИЗИРОВАН

ДУХОВНО  РАЗВИТ

ЗДОРОВ

 

 

 

 

Выпускник детского дома

должен быть:

Цели

Средства   достижения

Здоров,

Сохранение и укрепление здоровья

·  Спорт,

·  Закаливание, профилактические мед. мероприятия,

·  Соблюдение СанПиНов,

·  Здоровьеохранительный режим жизнедеятельности в детском доме.

Лечение  имеющихся заболеваний

·   Регулярные осмотры воспитанников педиатром, стоматологом и психоневрологом детского дома,  ежегодная диспансеризация;

·   Круглосуточное дежурство мед. персонала с обязательным  выполнением  назначений врача;

·   Использование для лечения воспитанников потенциала мед. блока детского дома (стоматологический и ФТ кабинеты,  ЛФК,  массаж, процедурный кабинет, изолятор);

·   Возможность госпитализации воспитанников при необходимости в стационар;

·   Возможность санаторно-курортного лечения по показаниям;

·   Создание модели комплексной реабилитации воспитанников в условиях детского дома

Воспитание привычки к здоровому образу жизни

·  Положительный  пример  педагогов  детского  дома;

·  Тематические воспитательские  часы;

·  Работа Совета по профилактике наркомании и других видов зависимости детского дома.

Образован,

Овладение знаниями, умениями и навыками, соответствующими образовательным стандартам.

·     Система дошкольного коррекционно-развивающего обучения в детском доме;

·     Обучение воспитанников в 1- 11 классах  школы;

·     Получение среднего и начального профессионального образования.

Интеллектуальное развитие

·     Развитие памяти, внимания, мышления, познавательной активности воспитанников на занятиях с воспитателем, психологом, учителями и педагогами доп. образования детского дома;

·     Индивидуальные коррекционные часы.

Овладение навыками  работы с  информацией

·     Занятия «Клуба домашнего чтения», литературные викторины в библиотеке детского дома;

·     Кружки и секции доп. образования.

Воспитан,

Нравственная воспитанность, этикет

·  Положительный  пример  педагогов  детского  дома;

·  Тематические воспитательские  часы.

Патриотизм и гражданственность

·  Воспитание любви к Родине на всех занятиях; на праздниках, посвященных дням воинской славы России; в детском фольклорном ансамбле «Казачок»;

·  Участие воспитанников в военно-патриотических слётах;

·  Детское самоуправление;

·  Создание музея казачества в детском доме;

·  Шефство  над  ветеранами войны и труда.

Социализирован

Коммуникативная культура

·   Коррекция  и развитие навыков общения педагогами и психологом детского дома на индивидуальных и групповых занятиях.

Социально-бытовая ориентация

·  Приближение условий проживания воспитанников в групповом помещении к жизни в домашних условиях;

·  Трудовое воспитание (хозяйственно-бытовой труд, работа на участке, субботники и пр.).

Правовая  грамотность

·  Изучение основных законодательных документов и правовых актов на занятиях по социально-правовой ориентации;

·  Закрепление правовых знаний при выполнении практических заданий по реализации прав и обязанностей.

·  Консультативная и практическая помощь выпускникам  детского дома по правовым вопросам.

Профессиональное самоопределение

·   Профориентация воспитанников силами воспитателей (программа «Я в мире профессий»), социального педагога и;

·   Выявление профессиональных предпочтений выпускников (анкетирование, диагностические методики, деловая игра); ознакомление с процессом поиска вакансий и устройства на работу;

·   Консультативная и практическая помощь выпускникам  детского дома по вопросам трудоустройства.

Усвоение модели благополучной семьи

·   Занятия воспитанников в клубе «Моя семья»;

·   Патронатное  воспитание;

·   Психолого-педагогическое сопровождение общения воспитанников с кровными родственниками.

Духовно развит.

Развитие творческих способностей

·   Кружки и секции доп. образования;

·   Участие воспитанников в различных конкурсах и фестивалях детского творчества.

Формирование чувства прекрасного

·  Посещение воспитанниками музеев, выставок, концертов, спектаклей, экскурсий и пр.;

·  Занятия воспитанников в студиях дополнительного образования, в библиотеке детского дома.

 

5. Предлагаемые критерии для оценки степени реализации программы на конец 2014-2015 учебного года.

  • Общая успеваемость воспитанников в школе.
  • Охват воспитанников кружковой работой в соответствии с их выбором.
  • Отсутствие правонарушений и стремление к ЗОЖ.
  • Продолжение профессионального образования в ПУ и колледжах, ВУЗах Ставропольского края.
  • Наличие в составе педагогического коллектива педагогов высшей, первой квалификационной категории (не менее 80%).
  • Наличие оборудованных в соответствии с современными требованиями: компьютерных мест, кабинета психолога, кабинета специалистов, спортивного и музыкального зала.
  • Внутридетдомовский контроль: мониторинг по программам специалистов.

 

Основные показатели оценки реализации программы развития

детского дома

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

1.                Охват воспитанием и образованием различных возрастных групп детского дома

2.                Динамика показателей уровня образования

 

Косвенными показателями могут выступать:

- количество победителей различных олимпиад, соревнований, конкурсов;

- рост банка информации о ходе инновационных процессов;

- количество продуктов творческой деятельности педагогов и воспитанников.

 

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ

1.         Рост уровня социальной защищенности воспитанников и педагогов детского дома

2.         Состояние здоровья воспитанников и педагогов

3.         Показатели социальной адаптации выпускников (поступление в вузы, трудоустройство)

4.         Психологический комфорт воспитанников и педагогов

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

1.     Динамика уровня жизни воспитанников и педагогов

2.     Нормативное финансирование

3.     Уровень материально-технической оснащенности детского дома

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ

1.             Уровень мотивации стимулирования всех участников педагогического процесса

2.             Уровень сформированности системы информационного обеспечения  (использование информационных технологий в делопроиводстве, воспитательно- образовательном процессе  и т.д.). Высокая информационная культура педагогов и воспитанников детского дома

3.             Уровень аналитической культуры управления (исследовательский, конструктивный)

4.             Уровень прогноза планирования (реальность, достижимость, измеримость)

5.             Уровень контроля профессиональной услуги педагогов

6.             Уровень оказания коррекционно-развивающей помощи

 

 

6.Концепция развития детского дома

Теоретико-методологические основы воспитательной системы:   

   Методологическую основу деятельности по моделированию воспитательной системы, направленной на духовное и физическое развитие детей-сирот, составило философско-педагогическое наследие Л.Н. Толстого, идеи философской и педагогической антропологии, научные труды отечественных и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в психологии и педагогике, исследования в области развития личности детей-сирот, публикации психологов и педагогов, посвященные проблемам духовности и духовной педагогики; научные положения о сущности, становлении и развитии воспитательного учреждения.

Ключевыми понятиями моделируемой воспитательной системы являются:

духовность - родовое определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя; в поисках и открытии самоценного, очевидного и необходимого смысла жизни; в самопостижении, самосовершенствовании; в стремлении найти ответы на "вечные вопросы" бытия - об устройстве мира, о душе человека, о жизни и смерти, истине, о Добре и Зле;

смысл жизни - осознание человеком основного содержания всей своей деятельности (прошлой, настоящей, будущей), которое определяет его место и значение в мире; то, что придает жизни ценность;

личность - человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других, в пространстве культуры и времени;

разум - способность целесообразного постижения и использования знаний о мире и душе человека; общий и вербальный интеллект, способность планировать свою деятельность, прогнозировать ход событий в целях мирного сосуществования человека и природы, человека и общества;

культура чувства - стремление к свободному единению "Я" с окружающим миром, нравственная направленность личности, способность решения проблем без агрессии и причинения вреда другим и всему живому; сотрудничество, ненасильственное общение; приверженность демократическим принципам; чувство прекрасного как путь установления гармонии между человеком и миром; умение, сохраняя свое и чужое достоинство, служить общеполезному делу;

самостоятельность - умение сделать собственный правильный выбор; свобода выбора во имя гуманистического развития;

гуманизм - система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей; считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений в обществе;

психолого-педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, позитивным развитием, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова);

системный подход - методологическая ориентация в деятельности, при которой объект познания или управления рассматривается как система (Е.И. Степанов); воспитательная система - упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности воспитанников;

гуманно-личностный подход - методологическая ориентация в педагогической деятельности, включающая взгляд на личность ребенка как на цель, а не средство образования и воспитания, отказ от прямого принуждения как средства насилия над личностью ребенка; позволяющая обеспечивать и поддерживать процессы самопроявления, саморазвития, самосовершенствования личности ребенка, развития его индивидуальности.

При формировании концепции будущего детского дома мы должны, прежде всего, уточнить свое понимание «миссии» детского дома, т.е. определить приоритетные направления деятельности. Процесс развития должен способствовать главной цели работы детского дома: совершенствование деятельности детского дома, обеспечивающей комплексное сопровождение развития воспитанников; способствующей реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их духовно-нравственному, эстетическому, патриотическому  и физическому развитию.

Мы должны создать детский дом личностного роста – это главный ориентир, который определяет  развитие детского дома. Поэтому мы стремимся к созданию такого воспитательного пространства дома, которое позволит обеспечить личностный рост воспитанника и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни. Такая трактовка миссии детского дома логично подтолкнула нас к выбору модели детского дома личностного роста.

В определении перспектив развития детского дома мы исходим из того, что развитие, как таковое, не должно заменять функционирование, которое позволяет добиваться стабильных результатов благодаря  устоявшимся условиям работы: в целом удовлетворительному состоянию программно-методического и материального обеспечения и уже сформировавшемуся кадровому составу. Развитие детского дома должно органически входить в систему наших ценностей, традиций и устоявшемуся укладу детского дома.

Основные цели развития.

Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основных направлений развития детского дома, являются:

1.     Идея обновления воспитательного процесса посредством модернизации основных компонентов образовательной практики (содержания, технологий).

2.     Идея личностного роста всех субъектов воспитательного процесса.

3.     Идея воспитания детей посредством приоритетного направления: построение воспитательной системы детского дома, основанной на традициях казачества.

4.     Идея построения здоровьесберегающей среды в детском доме.

5.     Идея комплексного сопровождения воспитанников.

Выстраивая концепцию развития детского дома, мы ориентируемся на два взаимосвязанных аспекта: личностный рост воспитанника и создание воспитательно-образовательной среды, способствующей  духовному, нравственному, эстетическому, патриотическому и физическому развитию воспитанников.  Это логично подвело нас к определению предвосхищаемого образа выпускника как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

Таким образом, развитие детского дома ориентируется на создание воспитательно-образовательной среды,  которая максимально будет способствовать становлению выпускника как  компетентной, социально-интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной  жизнедеятельности.

 

Принципы организации деятельности, общения и отношений

 в детском доме:

1. Принцип гуманизма - предполагает отношение к ребенку как к высшей ценности, цели, а не средству воспитания; безусловное принятие ребенка, любовь и уважение к нему, уважение его прав и свобод, в т.ч. его право на ошибку, веру в него, терпимость к его недостаткам, безусловный отказ от морального и физического насилия по отношению к нему, приоритет положительного стимулирования.

2. Принцип демократизации отношений предполагает уравнивание ребенка и педагога в правах, право ребенка на свободный выбор, собственную точку зрения, в т.ч. на вопросы воспитания; стиль отношений ребенка и педагога: "не запрещать, а направлять", "не управлять, а соуправлять"; "не принуждать, а убеждать"; "не командовать, а организовывать".

3. Принцип индивидуального личностного подхода - предполагает поиск в ребенке лучших качеств личности, выявление и помощь в разрешении проблем личностного развития воспитанника, применение психолого-педагогической диагностики (интересы, способности, направленность, Я-концепция и т.д.); учет особенностей личности в воспитательном процессе, прогнозирование развития личности; разработку индивидуальных программ развития воспитанников, его коррекцию, сочетание воспитания с самовоспитанием.

4. Принцип природосообразности - предполагает глубокое знание особенностей личностного развития ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, построение воспитательного процесса на основе этого знания, создание педагогических условий для последовательного, в соответствии с природными данными и возрастными особенностями, развития.

5. Принцип творчества и свободы - предполагает создание необходимых условий для самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования ребенка, "сотворения" им собственной жизни; развитие индивидуальных и коллективных форм деятельности, способствующих этому развитию и создающих условия для свободы творчества.

6. Принцип свободы и выбора - предполагает такую организацию воспитательного процесса, при которой ребенок имеет возможность проявить свой свободный выбор (содержания, форм, способов, видов деятельности).

7. Принцип деятельности - предполагает такую организацию жизнедеятельности в детском доме, при которой каждый воспитанник, выбрав вид деятельности, отвечающий его способностям и потребностям, сможет проявить лучшие качества своей личности.

8. Принцип культуросообразности - предполагает обеспечение режима наибольшего благоприятствования воспитанникам в приобщении их к культуре, в формировании культуры чувства, эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции.

9. Принцип комплексности и целостности - предполагающий воспитание и развитие позитивных качеств ребенка в комплексе; организацию деятельности, в которой ребенок сможет раскрыться с разных сторон.

Механизм функционирования воспитательной системы

Воспитательная система детского дома, направленная на духовное и физическое развитие детей-сирот, выполняет следующие функции:
- развивающую, направленную на создание условий для духовного развития детей и взрослых, на стимулирование позитивных изменений в их личностном развитии (в развитии разума, культуры чувства, самостоятельности), поддержку процессов самовыражения их способностей, обеспечение развития педагогического и детского коллективов;
- интегрирующую, содействующую соединению в единое целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
- компенсаторную, предполагающую создание условий в детском доме для компенсации последствий различных видов депривации, которым подвергались воспитанники с рождения, и педагогической запущенности;

- защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности воспитанников и педагогов в экстремальных условиях дезорганизации и деструктивных тенденций в обществе, на нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и его развитие;

- регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности воспитанника, детского и взрослого коллективов;

- корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции развития, поведения, общения воспитанника с целью позитивного влияния на формирование его личности.

Концепция обозначает условия, необходимые для реализации цели и перечисленных функций воспитательной системы (психологического комфорта, организации развивающей среды и другие), и системообразующие виды деятельности.

Основные виды деятельности в детском доме направлены на духовное развитие ребенка, т.е. на развитие его интеллекта, нравственности, самостоятельности, а также его физическое развитие. Особую роль в этом процессе играют такие виды деятельности, как познавательная, деятельность по интересам, трудовая, которые выполняют функцию системообразующих (доминирующих, приоритетных).

Воспитанникам создаются также условия для свободы выбора и самовыражения в других видах деятельности.Особое  место в воспитательной деятельности детского дома  занимают традиции казачества.

 

 


Раздел III.

Основные направления реализации программы

 

Задачи

Основные направления

Условия решения поставленных задач

1.Нормативно-правовая обеспеченность детского дома

Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную деятельность детского дома в системе непрерывного воспитательно-образовательного процесса в современной социально-экономической ситуации.

Формирование целостной нормативно-правовой базы, регламентирующей основные направления деятельности детского дома;

Корректировка нормативных документов, определяющих функционал всех сотрудников детского дома.

Разработка локальных актов для новых форм организации воспитательного процесса

 

2.Модернизация содержательной и технологической стороны образовательного процесса

Формирование дидактической модели педагогического процесса, обеспечивающего интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности, её креативных способностей;

создание воспитательной систему, ориентированной на формирование ЗОЖ у воспитанников, механизмов самоуправления и саморазвития, совершенствование личностных возможностей, приобщения к социокультурным и образовательным ценностям, поднятия уровня социальной ориентации.

Развитие вариативности и гибкости образовательных программ дополнительного образования и программы воспитания, реализуемых в детском доме;

Формирование учебно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;

Развитие творческой деятельности педагогов и воспитанников;

Развитие внеучебной деятельности и воспитательной среды, обеспечивающих создание воспитательной системы;

Формирование модели выпускника детского дома;

Формирование у воспитанников навыков социальной адаптации.

Разработка методических материалов для новых форм организации воспитательного процесса

Апробация и внедрение новых современных воспитательных технологий, основанных на традициях казачества.

Разработка программы диагностики воспитанников с целью сбора информации об их ценностных ориентирах, творческих способностях и особенностях.

Вовлечение каждого воспитанника в работу кружков, студий по интересам.

2       Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса:

2.1. Создание развивающей образовательной среды

Создание образовательной среды, обеспечивающей эффективный личностный рост воспитанников, их совершенствование в воспитательно-образовательной деятельности.

Проектирование и организация индивидуальных “режимов жизнедеятельности” воспитанников на основе диагностических данных об их интересах, склонностях, физиологических и психофизических особенностях, с учетом требований к организации различных видов деятельности. Разработка индивидуальных коррекционных программ, позволяющих при необходимости гибко и оперативно вносить соответствующие изменения в организацию образовательной микросреды.

Участие педагогов в курсах повышения квалификации, семинарах, конференциях и др. Организация работы «Школы молодого воспитателя».

Создание благоприятных условий жизнедеятельности.

2.2. Совершенствование профессионализма педагогических кадров

обеспечение детского дома кадрами с высоким уровнем профессиональной компетенции, позволяющей продуктивно выполнять свои должностные обязанности.

Создание системы профессионального отбора при приеме на работу в детский дом;

Совершенствование системы подготовки педагогов к аттестации;

Совершенствование внутридетдомовской системы повышения педагогического мастерства педагогов, ориентированной на уровень их профессиональной компетенции;

Использование разнообразных форм повышения квалификации педагогов (курсы, стажировка);

Разработка механизма анализа и оценки профессиональной компетенции педагогов;

Разработка эффективной системы стимулирования педагогов.

Для обеспечения готовности педагогов к осуществлению воспитательной деятельности в новых условиях создается система совершенствования профессиональной компетентности   кадров, включающая:

научно- теоретический семинар;

научно- практический семинар;

психолого- педагогический семинар;

дистанционный семинар;

творческие группы, а также " круглые столы", творческие конференции педагогов.

Повышение профессионального методического уровня педагогов через участие в курсах повышения квалификации, научно-практических конференциях, семинарах и опытно-экспериментальной работе.

Отработка системы диагностики профессиональных возможностей воспитателей, определение пути ликвидации их затруднений.

2.3. Обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников

Совершенствование системымедико-социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников.

Оказание своевременно-коррекционной развивающей помощи детям, имеющим проблемы и нарушения в психическом развитии, поведении.

реализация правового статуса воспитанника как гражданина и осознание им этого статуса, первичная социализация через формирование детской организации, наделенной определенными правами и ответственностью;

развитие индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей ребенка, прогнозирование выполнения им возможных социально-ролевых функций и подготовка к вхождению в независимую самостоятельную жизнь;

профориентационная работа с воспитанниками, вовлечение их в трудовую производственную деятельность и организация их трудовой подготовки с учетом индивидуальных особенностей и склонностей;

интеграция воспитанников в определенную среду через повышение социокультурной роли образовательного учреждения в микрорайоне, установление постоянных связей с типовыми образовательными учреждениями на различном уровне;

воспитание системы позитивных социальных ценностей и ценностных ориентаций, социальной активности и гражданской позиции;

воспитание здорового образа жизни, профилактика наркомании и употребления психоактивных веществ.

Эти направления реализуются через систему медико-социально-педагогических программ:

А) развития житейских умений и навыков;

Б) профориентации и трудовой подготовки;

В) развития коммуникативных навыков и культуры общения;

Г) сексуального воспитания и подготовки к семейной жизни;

Д) психолого-педагогической коррекции различных асоциальных отклонений в поведении;

Е) воспитания здорового образа жизни и профилактики злоупотребления алкоголизмом и психоактивными веществами;

Ж) развития детского самоуправления и чувства социальной ответственности;

И) «Адаптация» (для будущих выпускников).

Диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы воспитанников.

Консультирование, индивидуальные занятия с воспитанниками.

Проведение цикла занятий с воспитанниками по правовым вопросам.

3.Совершенствование системы  управления детским домом

Создание оптимальной управляющей системы на основе принципов единоначалия и коллегиальности в управлении и рационального права, обязанностей и ответственности.

Развитие механизмов самоуправления;

Обеспечение участия воспитанников в управлении детским домом, развитие самоуправления через детское объединение.

Совершенствование системы управления усиливается созданием такого направления работы как научно-методическая деятельность (научно-методический совет, медико-психолого-педагогический консилиум, зам. директора по научно-методической работе), позволяющим координировать систему управления, обеспечивать «качество жизни» каждого воспитанника.

4. Формирование материально-технической базы

Совершенствование материально-технической базы, обеспечивающей воспитательно-образовательный процесс в детском доме, представляющий максимальные возможности воспитанникам для их полноценного развития.

Организация и проведение ремонта.

Приобретение канцелярских товаров, развивающих игр и другого оборудования;

 

 

5.Модернизация содержательной и технологической стороны воспитательного процесса детского дома

Обобщение опыта работы детского дома по совершенствованию воспитательной системы детского дома, основанной на традициях казачества.

Издание программы и методических рекомендаций для педагогических работников учреждений интернатного типа по проблеме исследования.

Пропаганда традиций и истории казачества.

Создание казачьего музея в детском доме.

Разработка рекомендаций по обновлению системы патриотического воспитания с учетом современных тенденций и достижений народной педагогики.

Расширение представлений детей об истории, культуре казачества.

Формирование гражданско-патриотического сознания, нравственной позиции, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, неравнодушия к своему коллективу.

Социализация учащихся через добровольческую, общественно-полезную деятельность, воспитание в детях доброты, честности, порядочности, вежливости, основных морально-нравственных норм.

Проблемно-ориентированный анализ существующей воспитательной системы, исследование уровня воспитанности детей, их интересов и потребностей.

Разработка новой модели воспитательной системы, основанной на традициях казачества.

Совершенствование воспитательной работы в деятельности педагогического коллектива, создание здоровых творческих отношений между детьми и педагогами.

Совершенствование воспитательной системы детского дома на традициях казачества.

Опытно-экспериментальное исследование по определению наиболее эффективных форм работы с воспитанниками по формированию патриотизма в условиях детского дома

Подготовка основных программ воспитательной деятельности.

Мониторинг результативности воспитательной системы.

Оценка эффективности воспитательной системы на основе проблемно-ориентированного анализа и данных мониторинга воспитательного процесса.

Разработка учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с научным обоснованием путей приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям.

 

 


Основные  мероприятия по реализации программы

№ п/п

Мероприятие

Сроки реализации

Исполнители

1.

Корректировка графика педагогического процесса

2010-2015 гг.

Директор

2.

Создание учебно-методических комплектов по дополнительному образованию

В течение всего периода

Зам.директора по УВР

3.

Разработка модели выпускника детского дома

В течение всего периода

Зам.директора по УВР, научный руководитель

4.

Реализация программы по повышению квалификации педагогов (проведение научно-методических  и дистанционных семинаров для педагогов (по отдельному плану))

В течение всего периода

 Научный руководитель

5.

Организация работы медико- психолого-педагогического консилиума (согласно решаемым проблемам) в течение всего периода

В течение всего периода

Зам.директора по УВР, педагог-психолог

6.

Организация работы по развитию различных форм досуговой деятельности (выставки, конкурсы и т.п.)

В течение всего периода

Зам.директора по УВР, воспитатели групп

7.

Разработка Программы воспитательной работы, основанной на традициях казачества

2010-2011 уч.год

 Зам.директора по УВР, научный руководитель, участники эксперимента

8.

Разработка критериев и методик профессионального отбора при приеме на работу в детский дом

2010/11 уч.год

Зам.директора по УВР, педагог-психолог, научный руководитель

9.

Диагностика профессиональной компетенции педагогов

2011/15 гг.

Зам.директора по УВР, педагог-психолог

10.

Повышение квалификации педагогов: курсы, стажировки и т.п.

В течение всего периода

Зам.директора по УВР, научный руководитель

11.

реализация программы по повышению квалификации педагогов в условиях детского дома

В течение всего периода

Зам.директора по УВР, научный руководитель

11.

Совершенствование Устава детского дома

2011/12 уч.год

Директор

12.

Мониторинг выполнения должностных обязанностей сотрудниками детского дома

2011-2015 гг.

Директор, зам.директора по УВР

13.

Создание сборника нормативных документов (локальных актов), регламентирующих деятельность детского дома

2012/13 учебный год

Директор

14.

Развитие различных форм детдомовского самоуправления

2011/13 уч.год

Зам.директора по УВР, педагог-организатор

15.

Анализ структуры системы управления детским домом, определение эффективной модели управления, ориентированной на расширение самостоятельности детского дома

2011/12 уч.год

Директор, зам.директора по УВР,АХР

14.

Компьютеризация воспитательно-образовательного процесса, управления, контроля

В течение всего периода

Директор

15.

Изучение физиологических, психофизиологических особенностей, интересов, склонностей, возможностей воспитанников

В течение всего периода

Зам.директора по УВР, педагог-психолог

16.

Обеспечение творческого, эмоционально-нравственного, физического, правового развития

В течение всего периода

Специалисты

17.

Консолидация и координация деятельности общественного организации «Терское войсковое Казачье общество» при подготовке и проведении мероприятий, связанных с памятными событиями воинской славы России, а также новые активные формы коллективного воспитательного воздействия, адресного влияния на формирование патриотического со­знания россиян

В течение всего периода

Директор, зам.директора по УВР

18.

Психолого-педагогическая  диагностика уровня сформированности нравственных и патриотических  качеств у воспитанников

В течение всего периода

Зам.директора по УВР, педагог-психолог

19.

Совершенствование воспитательной системы детского дома на традициях казачества.

В течение всего периода

Специалисты

21.

Разработка учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с научным обоснованием путей приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям

2014-2015 гг.

Специалисты

22.

Организовать совместную работу по повышению профессионального и методического уровня педагогических кадров в решении воспитательных задач различной направленности.

В течение всего периода

Научный руководитель

23.

Разработка рекомендаций по обновлению системы патриотического воспитания с учетом современных тенденций и достижений народной педагогики.

В течение всего периода

Специалисты