Телефон "горячей линии"
 учреждения для приема
 сообщений о коррупционных
 проявлениях: тел.: 8(86553) 4-15-92
 E-mail: detdomnadezhda@mail.ru
 356220 Ставропольский край,
 Шпаковский район,
 с. Надежда, ул. Рабочая 77

Особенности организации «Школы  примирения»

в условиях детского дома

 

Цели, задачи, принципы работы школы  примирения

Целями деятельности школы примирения являются содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия; сокращение числа выпускников детского дома с асоциальным поведением; формирование позитивного отношения к себе и окружающим людям; содействия в восстановлении связей с кровными родственниками.

Задачами деятельности школы примирения являются:

·   проведение примирительных программ для участников  конфликтов;

·   обучение воспитанников методам урегулирования конфликтов.

·   воспитание толерантности и коммуникабельности во взаимоотношениях: воспитанник-воспитанник; работник детского дома – воспитанник детского дома; воспитанник детского дома – ученик школы; воспитанник детского дома - подросток; школьный педагог - воспитанник детского дома; педагог детского дома – педагог школы; воспитанник-биологический родитель.

·   профилактика насилия в детском  коллективе.

·   организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников  детского дома.

·   создание условий для работы, общения с воспитанниками, восстановление родственных связей.

·   Эффективная социальная адаптация выпускников в первые годы самостоятельной жизни.

·   Сформированность позитивных жизненных устремлений воспитанников детского дома.

·   Снижение уровня тревожности и агрессии у детей. 

Деятельность школы  примирения основана на следующих принципах:

Добровольность, предполагающая как добровольное участие воспитанников  в организации работы школы примирения, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

Конфиденциальность, предполагающая обязательство специалистов школы примирения  не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

Нейтральность, запрещающая членам школы примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что школа примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

 

 

 Сфера деятельности школы примирения

Практика жизни в детском доме не всегда способствует социализации подростка в смысле освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания авторитета, формированию у подростков способностей взаимодействия с другими людьми в напряженных ситуациях и других необходимых для жизни навыков. Школа  примирения детского дома помогает освоению навыков и культурных форм взаимодействия на реальном и значимом для подростков материале собственных конфликтов или конфликтов ровесников, в том числе, конфликтов с родственниками, сотрудниками детского дома.

Задача школы примирения сделать так, чтобы максимальное количество конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Важным результатом разрешения конфликта является преодоление враждебности между сторонами; участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации.

Встречи участников конфликта организуются ведущим (нейтральным посредником) за «столом переговоров».

Ведущий переговоры необходим, поскольку сторонам тяжело общаться конструктивно и самим осуществлять поиски выхода из ситуации. Здесь появляется потребность в позиции нейтрального ведущего, который не выносит решение, не является судьей, адвокатом, воспитателем или советчиком, а  снижает «градус эмоций» и помогает сторонам построить диалог для достижения соглашения. Ведущий в равной степени поддерживает обе стороны, и поэтому он легко налаживает с ними контакт.

Программы примирения добровольны и бесплатны.

В Школе примирения в качестве ведущих при поддержке взрослого куратора работают сами воспитанники. Это важно, поскольку подростки лучше знают ситуацию в детском доме; ровесникам больше доверяют и расскажут то, что никогда не доверят взрослому; деятельность в качестве ведущего меняет подростков, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться; это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.

Школа примирения является одной из форм реализации восстановительного подхода к реагированию на конфликтные и криминальные ситуации.

 

Программы примирения как условие выхода из конфликтных ситуаций

Несовершеннолетние, вступив в конфликт с законом, попадают в разные ситуации, иногда сложные и опасные. Кроме того, они вступают в конфликты, которые приводят к серьезным последствиям для обеих сторон. Чаще всего, это такие конфликты, в которых есть виновник и пострадавший. Например: избиение, кража, вымогательство, угрозы, оскорбления и др.

Из таких ситуаций несовершеннолетнему трудно выйти самому – нелегко справиться с последствиями, загладить свою вину. В этом ребенку нужна помощь. Такую помощь может оказать Программа примирения.

 

Программы примирения проводятся, главным образом, в серьезных случаях, представляющих социальную опасность, таких как избиения, вымогательства, кражи, грабежи, оскорбления. Практика показала, что около 70% Программ примирения заканчиваются успехом: подписывается Примирительный Договор, между конфликтующими сторонами устанавливаются ровные отношения, виновники возмещают пострадавшим ущерб. Подростки учатся конструктивному решению конфликтов, договариваться и не повторять совершенных ошибок.

На Программах примирения: достигается взаимопонимание участников конфликта по поводу происшедшего; вырабатывается и исполняется соглашение о возмещении ущерба; принимается план действий по изменению поведения подростков, которое привело к правонарушению.

Соглашения, достигнутые во время программы, закрепляются в Примирительном Договоре.

Участвуя в школе примирения, подростки задумываются над такими вещами как:

·         Бережное отношение к окружающим людям;

·         Коммуникация вместо агрессии и манипуляции;

·         Понимание себя (своих поступков) и других;

1)    Ответственность за происходящее в школе, детском доме, семье (у подростков-медиаторов) и за исправление последствий, наступивших от проступков (у обидчиков в ходе медиации).

Ценности школы примирения:

1)Конфликт должен быть решен самими его участниками в ходе переговоров.

2)    Поскольку самим им это сделать сложно, им помогает медиатор (нейтральный посредник в переговорах). Он не судит, не жалеет, не поучает, не советует, а только помогает сторонам понять друг друга, чтобы стороны могли найти  конструктивное решение.

3)    Большое внимание уделяется избавлению от злости, обиды, ненависти (у обеих сторон).

4)    Обидчик (если есть)  должен активно участвовать в исправлении ситуации (извиниться, при необходимости самому возместить причиненный вред и т.п.).

5)    Эти встречи проводятся только добровольно, бесплатно и конфиденциально.

 

Критерии оценки эффективности реализации программы примирения:

 

  1. Создание альтернативного пути разрешения конфликтов.
  2. Уменьшение количества конфликтных ситуаций в детском доме.
  3. Повышение безопасности воспитанников (позитивного социального самочувствия) в школьном пространстве.
  4. Восстановление чувства справедливости и безопасности, снижение чувства враждебности (мстительности)  и угрозы со стороны детской среды.
  5. Изменение административно-наказующих реакций педагогов и агрессивных реакций подростков на конфликтные ситуации, замена их на переговоры и восстановительные действия.

Опыт работы школы  примирения в детском доме

 

Школа примирения является исполнительным органом детского самоуправления. Школа примирения создана с целью сокращения числа выпускников детского дома с асоциальным поведением, формирования позитивного отношения к себе и окружающим людям, содействия в восстановлении связей с кровными родственниками. Для успешной работы с родственниками и другими гражданами в учреждении создаются и реализуются следующие условия:

-создание в детском доме условий, приближенных  к семейным;

-создание в детском доме  поддерживающей среды для возвращения ребенка в кровную семью;

-реализация индивидуальной для каждого воспитанника и родителя программы восстановления отношений с кровными родителями и родственниками;

-учет особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, степени их готовности и ресурсности к выполнению родительских функций;

-создание системы мониторинга и управления  данным процессом   администрацией детского дома.

          Деятельность специалистов школы примирения направлена на

-диагностику и реабилитацию ребенка на протяжении всего периода проживания в детском доме до возврата родителям или усыновлении;

-поиск и установление контактов с кровными родителями и родственниками, сбор информации;

-оценку перспектив работы с родителями по восстановлению детско-родительских отношений и кровной семьи;

-оценку безопасности возвращения ребенка в кровную семью;

-организацию контактов и встреч ребенка с биологическими родителями или родственниками;

-подготовку родителей к восстановлению детско-родительских отношений и семьи, педагогическое просвещение родителей, совместный анализ причин необходимости восстановления семьи;

-работу по формированию позитивного образа семьи у воспитанников в условиях детского дома;

-подготовку ребенка к воссоединению с родителями (возвращение в кровную семью);

 

-создание в детском доме условий, приближенных к домашним (создание семейной среды в учреждении,  разновозрастной состав групп).