Телефон "горячей линии"
 учреждения для приема
 сообщений о коррупционных
 проявлениях: тел.: 8(86553) 4-15-92
 E-mail: detdomnadezhda@mail.ru
 356220 Ставропольский край,
 Шпаковский район,
 с. Надежда, ул. Рабочая 77

Подари тепло своего сердца

 

Ангелы, которым нужна помощь

 

 

                                                                Отчет о научно-методической работе детского дома

за 2014/2015 учебный год

 

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей связующим в единое целое свою систему работы школы является хорошо организованная методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и определенно использовать новые методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливающийся опыт по решению образовательных и воспитательных проблем.

В детском доме работает 18 человек, из них совместителей – 2 чел. Характеристика педагогического состава детского дома представлена в таблицах 1-2.

Таблица 1

Образовательный состав:

Показатели

Количество человек

1.

Высшее

12

2.

Среднее специальное

3

3.

Неоконченное высшее

3

 

Таблица 2

Аттестация,  повышение квалификации:

Квалификационная категория

Количество человек

1.

Высшая кв. категория

4

2.

Первая кв. категория

4

3.

Соответствие занимаемой должности

2

          Большое внимание уделялось повышению профессионального уровня педагогов. За прошедший учебный год были пройдены курсы повышения квалификации следующими педагогами: Дмитриевой Р.В., Бондаренко Ю.Ю., Петренко Е.П., Горбуновой А.Н., Кузьменковым В.В., Рагозиной И.Ю.

 

В 2014/2015 учебном году педагогический коллектив продолжал инновационную работу  по теме: «Служба примирения как эффективная технология решения конфликтных ситуаций». Основное внимание было направлено на реализацию третьего этапа инновационной  деятельности детского дома. 

В целях реализации данных задач были запланированы и проведены мероприятия в соответствии с планом инновационной работы.

Задачи работы:

1.                               Продолжение работы по реализации программы инновационной деятельности детского дома на 2013-2016 гг.

2.                               Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников через курсы повышения квалификации, семинары, конференции и другие формы работы.

3.                               Формирование у воспитателей  теоретической и практической базы для моделирования системы воспитательной работы в группе через проектную деятельность.

4.                               Повышение профессиональной компетенции педагоговчерез работу над темой по самообразованию.

В соответствии с поставленными задачами научно-методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

- тематические педагогические советы;

- научно-методический совет;

- работа педагогов над темами самообразования;

- посещение занятий и их анализ;

- индивидуальные беседы по организации занятий и др.

Поставленные задачи выполнены практически в полном объеме, чему способствовали:

§  спланированная деятельность администрации детского дома по созданию условий для участников образовательного процесса;

§  анализ выполнения принятых управленческих решений, обеспечивающий качество результативности воспитательной работы в учреждении;

§  выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности.

При планировании научно-методической работы детского дома педколлектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед учреждением. Для педагогов стадии традиционными отработанные  формы методической работы, которые позволяют решать проблемы и задачи, стоящие перед детским домом: семинары, семинары-практикумы,  круглые столы, самообразование, анкетирование и др. формы.

В период с сентября 2014 года по июнь 2015 года были подготовлены и проведены следующие семинары для педагогов:

- «Новый  порядок аттестации педагогических работников»;

- «Стратегия посредничества в многосторонних конфликтах»;

- «Специфика конфликтов детей и подростков»;

- «Восстановительная культура взаимоотношений в детском доме»;

- «Использование приёмов проектной деятельности в воспитательной работе с детьми»;

- «Выявление уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов через диагностику и проектирование индивидуальной методической темы (диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений педагогов)».

В 2014/2015 учебном году была продолжена практика проведения дистанционных семинаров:

- «Система правового образования в детском доме»;

- «Медиация как примирительная процедура»;

- «Синдром эмоционального выгорания и его профилактика: синдром эмоционального выгорания: симптомы и последствия, способы профилактики»;

- «Формирование толерантности у подростков»;

- «Организационно-педагогические условия подготовки детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома»;

- «Проблемы функциональной грамотности выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся»;

- «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками»;

- «Профилактика напряженности и конфликтных ситуаций».

В прошедшем году было проведено пять педагогических советов, что соответствовало составленному плану научно-методической работы детского дома.

Большая роль отводилась организации самообразования педагогов. Все педагоги детского дома в течение года разрабатывали индивидуальные творческие темы. Работа над темой вытекает из профессионального интереса педагога, все темы соответствуют направлениям воспитательной работы. Каждым педагогом изучается литература по данной проблеме, передовой педагогический опыт, разрабатывается методический материал. Практическим выходом являются доклады на методических совещаниях и педсоветах, рефераты, творческие работы, которые педагоги представляют на аттестацию, защищают на курсах повышения квалификации, а также открытые занятия.

Диагностика особенностей педагогического коллектива, проводимая в течение учебного года по разным направлениям деятельности, позволила сделать вывод о том, что в целом педагогический коллектив обладает необходимыми теоретическими, практическими знаниями и умениями, позволяющими на достаточном уровне реализовывать задачи профессиональной деятельности.

Проведение ежегодного мониторинга по изучение результативности организации научно-методической работы в детском доме позволяет учитывать проблемы и трудности в работе педагогов и своевременно решать возникающие проблемы.

Важным направлением методической работы и администрации детского дома является постоянное совершенствование педагогического мастерства воспитателей через курсовую подготовку повышения квалификации. Все педагоги своевременно повышают свою квалификацию на курсах.

В детском доме создан и функционирует научно-методический совет, план работы которого подчинен задачам  инновационной работы и  реализуется в соответствии с планом работы.

Анализируя методическую работу за прошедший год можно отметить, что необходимо внедрение новых, более интересных и эффективных форм методической работы, шире использовать такие формы работы, как семинары, деловые игр для педагогов с элементами тренинга, мастер-классы, повышать уровень согласованности и преемственности действий в воспитательном процессе. Повышать уровень подготовки и проведения воспитательных часов, занятий. Необходимо рассмотреть вопрос о составлении личностно-ориентированной программы профессионального и личностного роста каждого педагога детского дома.

Отчет об инновационной работе детского дома представлен в приложении 1.

Таким образом, в целом в 2014/2015 учебном году научно-методическую работу в детском доме можно признать удовлетворительной.

Однако  в организации научно-методической работы детского дома имеются проблемы:

- по-прежнему остается неэффективной работа по предъявлению и обобщению передового педагогического опыта. Основной проблемой по данному направлению является нежелание педагогов готовить аналитические материалы, ввиду объёма предстоящей работы; неумением большинства педагогов систематизировать собственные наработки, а также слабое владение ИКТ некоторыми педагогами.

- невысок процент педагогов, владеющих современными информационными технологиями и систематически работающих по ним.

Исходя из вышеизложенного, основными задачами организации научно-методической работы в детском доме в 2015/2016 учебном году являются:

1.     Продолжить работу по совершенствованию научно-исследовательской деятельности учреждения.

2.     Продолжить работу по реализации программы инновационной деятельности детского дома на 2013-2016 гг.

3.     Создать условия для многоуровневой системы непрерывного педагогического образования, организации и осуществления повышения квалификации педагогических работников детского дома.

4.     Совершенствовать педагогическое мастерство работников детского дома через разнообразные формы методической работы (педагогический совет, научно-методический совет, самообразование, творческие отчеты,  открытые занятия и мероприятия,  систему организации и контроля курсовой подготовки, аттестации.

5.     Способствовать обобщению и распространению опыта творчески работающих педагогов детского дома.

6.     способствовать развитию воспитательной системы детского дома, создавать условия для самостоятельной разработки и апробации новых форм, методов, технологий воспитательной работы.

7.     Углубить работу по эффективному использованию современных информационно-коммуникационных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель                                                         М.М. Панасенкова

 

 

 

 Проект программы инновационной работы

Раздел 1. Методологическая часть программы  

Обоснование актуальности, т. е. из каких потребностей и противоречий практики вытекает необходимость организации инновационной работы

 

Проблема поиска эффективных методов работы с трудными подростками становится всё более актуальной. Специалисты, занимающиеся профилактикой правонарушений, нуждаются в разработке эффективных технологий, направленных на нормализацию ситуации в подростковой среде. Часто можно услышать мнение о том, что без серьёзных изменений в социальной ситуации трудно рассчитывать на успех в работе с детьми «группы риска», находящимися в трудной жизненной ситуации.

Трудные подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся правонарушителями или жертвами. Административное и уголовное наказание не работает с причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих. В результате нередко подлинные конфликты остаются неразрешенными. Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб), избежать повторного конфликта в будущем.

Интерес к проблеме конфликтов формировался в отечественной науке давно, но наибольшее развитие он получил в настоящее время. Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, А. С. Залужский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова, Н. И. Шевандрин, В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец, Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская, Т. В. Драгунова, Е. В. Первышева, Л. С. Славина, В. И. Журавлев, О. Н. Громова, Г. М. Андреева, А. И. Шипилов и др.

В настоящее время основное внимание в психологии и педагогике уделяется изучению следующих направлений: конфликты в коллективе школьников (В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец); сущность конфликтов, их причины в подростковых коллективах (Б. С. Алишев, Т. А. Чистякова); конфликты между учениками и учителем (О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова).

Природа психолого-педагогического конфликта отличается тем, что в столкновении участвует ребенок, а не взрослый человек, обладающий опытом, умениями, разумом, волей, самоконтролем, саморегуляцией и прочими качествами, обретенными в ходе жизни. Кроме того, данный конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением, которое ребенку гораздо тяжелей вынести, чем взрослому.

Для развития потенциальных возможностей личности, ее внутренних ресурсов, интенсификации творческого начала подростков и их полноценной самореализации в учебно-воспитательном процессе необходимо изучение всех функциональных компонентов конфликта и средств, способствующих его конструктивному разрешению. Процесс преобразования и усовершенствования современной психолого-педагогической системы предполагает поиск новых идей, технологий, механизмов, форм и методов подготовки, учащихся к урегулированию и разрешению конфликтов.

Механизмы урегулирования конфликтов, используемые сегодня в образовательных учреждениях педагогическими работниками, в значительной степени основываются на интуиции. Как следствие, многие выпускники школ не готовы к конструктивному урегулированию и разрешению конфликтов.

Несовершеннолетние, вступив в конфликт с законом, попадают в разные ситуации, иногда сложные и опасные. Кроме того, они вступают в конфликты, которые приводят к серьезным последствиям для обеих сторон. Чаще всего, это такие конфликты, в которых есть виновник и пострадавший. Например: избиение, кража, вымогательство, угрозы, оскорбления и др.

Существует несколько основных групп школьных конфликтов:

между детьми - как внутривозрастные, так и межвозрастные;

между детьми и учителями;

между учителями и родителями;

конфликты в самом педагогическом коллективе - межучительские;

конфликты между педагогами и администрацией;

конфликты внутри родительского сообщества, межродительские - это наименее заметные и наименее болезненные для учителей конфликты.

Первое место в рейтинге школьных конфликтов занимают конфликты между учащимися. Причина большей части конфликтов между детьми заключается в общей раздражительности и неспособности некоторых школьников преодолевать психологические и учебные нагрузки без агрессивной реакции на источник раздражения. Этим источником могут выступать ученики, учителя, родители или школьная обстановка в целом. Перегруженность учебной программы, шумная атмосфера, большое количество различных людей в школе негативно отражаются на поведении эмоционально лабильных школьников с неустойчивой психикой и слабой нервной системой. В ученическом коллективе к провокационным и насильственным действиям предрасполагает и большая анонимность, круговая порука среди учащихся, меньшая вероятность выявления конфликтов на ранней стадии и их предотвращения. Можно отметить, что конфликты в начальной школе, особенно в первом классе, - это в первую очередь самоутверждение ребенка в статусе ученика. Школьные конфликты в младших классах можно классифицировать следующим образом:

1. Борьба за лидерство. Обычно в классе учится один-два сильных лидера, которые быстренько занимают свои позиции и умело верховодят в коллективе. Но если в классе много ребят с ярко выраженными лидерскими наклонностями, то начинается борьба за лидерство. Порой с применением, как принято сейчас говорить, «грязных технологий». Так что если ребенок уже в детском саду проявлял лидерские качества, то в школе ему может быть нелегко, особенно если он схлестнется с более сильным, амбициозным характером.

2. Борьба за место под солнцем. Дети соревнуются, кто из них самый достойный, сражаются за любовь и внимание учителя. Эта борьба характерна не только для лидеров, но и для детей с мягким, незлобивым характером.

3. Борьба за статус ученика. Особенно это характерно для девочек, некоторые из них рьяно мечтают о статусе первой ученицы в классе, «звезды в тумане». Отсюда и манипулирование сознанием учащихся, общественным мнением.

Также в названном звене обучения встречаются конфликты между успешными и неуспешными учащимися внутри класса.

Вторым из наиболее распространенных конфликтов является конфликт между учителем и учащимися. Ребёнок здесь, как правило, оказывается в более уязвимом положении. И родители в подобных ситуациях далеко не всегда могут ему помочь. Основанием для таких конфликтов могут быть:

«дискриминация» по отношению к учащимся (деление учеников на способных и неспособных; беседы во внеурочное время только с отличниками и др.);

оценка успеваемости;

демонстративное потакание школьникам, чьи родители имеют ту или иную форму власти над учителем;

жестокость в обращении с учащимися.

Третий по частоте конфликт - «учитель - родители», в который оказывается втянут и ребенок. Так, к примеру, в младшей школе характерна данная группа конфликтов. Школьные учителя, в основном женщины, зачастую сами создают конфликтные ситуации и придают им излишнюю эмоциональную окраску. Основными способами воздействия на нерадивых школьников со стороны взрослых, как правило, являются поучение, угроза наказанием или наказание, поиски виновного, формальное урегулирование конфликта. Неразрешенные конфликты с учителями и одноклассниками являются одной из основных причин нежелания ребёнка посещать школу, приводят к созреванию комплекса неполноценности, деформации личностного развития, закреплению негативного отношения к обучению.

Четвертыми по счету является конфликты в самом педагогическом коллективе -межучительские. Специфическими причинами данных конфликтов могут быть:

между молодыми учителями и учителями со стажем работы;

между учителями, преподающими разные предметы (например, между физиками и словесниками);

между учителями, преподающими один и тот же предмет;

между учителями, имеющими звание, должностной статус (учитель высшей категории, руководитель методического объединения) и не имеющими их;

между учителями начальных классов и среднего звена;

между учителями, чьи дети учатся в одной школе и др. (недовольство учителей отношением к их собственному ребенку своих коллег; недостаточная помощь и контроль за собственными детьми педагогов-матерей в силу огромной профессиональной занятости; особенность положения ребенка учителя в школьном социуме (всегда «на виду») и переживание по этому поводу матери-педагога, создающее вокруг нее постоянное «поле напряженности»; запредельно частое обращение учителей к коллегам, чьи дети учатся в школе, с просьбами, замечаниями, жалобами по поводу поведения и учебы их ребенка). Следующей группой являются конфликты между педагогами и администрацией. Причинами данных групп конфликтов могут быть сложности, связанные с организацией труда учителей, а также из-за неадекватного стиля руководства. и резко превышающих нормативную учебную нагрузку детей.

Практика жизни в детском доме не всегда способствует социализации подростка в смысле освоения ими навыков общения, культурных форм завоевания авторитета, формированию у подростков способностей взаимодействия с другими людьми в напряженных ситуациях и других необходимых для жизни навыков. Служба примирения является одной из форм реализации восстановительного подхода к реагированию на конфликтные и криминальные ситуации. Служба примирения детского дома помогает освоению навыков и культурных форм взаимодействия на реальном и значимом для подростков материале собственных конфликтов или конфликтов ровесников, в том числе, конфликтов с родственниками, сотрудниками детского дома.

Ценности службы примирения:

  1. Конфликт должен быть решен самими его участниками в ходе переговоров.

  2. Поскольку самим им это сделать сложно, им помогает медиатор (нейтральный посредник в переговорах). Он не судит, не жалеет, не поучает, не советует, а только помогает сторонам понять друг друга, чтобы стороны могли найти конструктивное решение.

  3. Большое внимание уделяется избавлению от злости, обиды, ненависти (у обеих сторон).

  4. Обидчик (если есть) должен активно участвовать в исправлении ситуации (извиниться, при необходимости самому возместить причиненный вред и т.п.).

  5. Эти встречи проводятся только добровольно, бесплатно и конфиденциально.

Из различного рода конфликтных ситуаций несовершеннолетнему трудно выйти самому – нелегко справиться с последствиями, загладить свою вину. В этом ребенку нужна помощь. Такую помощь может оказать Программа примирения.

Задача службы сделать так, чтобы максимальное количество конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Важным результатом разрешения конфликта является преодоление враждебности между сторонами; участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации.

Конфликтные ситуации происходят  среди учащихся очень часто. Этот факт подтвердился, когда  в школе был проведен анонимный опрос среди учащихся на предмет возникновения конфликтов и их причин. На первом месте по результатам опроса стоят конфликты с друзьями и одноклассниками (57% и 48% соответственно), на третьем месте конфликты с родителями (32%), и на последнем – с педагогами (12 %). При этом школы, с одной стороны, не стремятся афишировать такие ситуации, чтобы не портить "жизнь ребенку" и статистику - себе, а с другой стороны, не имеют иного способа разрешения, кроме административного, и, как правило, не эффективного воздействия. Детский дом не является исключением, и, как и в целом в системе образования, в нем возникла внутренняя потребность в изменении функционирования подростковой среды, взаимодействия в ней, поиске путей трансформации и развития.

Все выше перечисленное позволяет говорить о существующих противоречиях между:

- наличием потребности в профилактике деструктивных форм поведения несовершеннолетних и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ содержания данного процесса, условий его успешной организации, факторов, влияющих на его эффективность;

- значимостью своевременного разрешения конфликтной ситуации для всего процесса ресоциализации подростка-нарушителя и фактическим отсутствием в современной литературе достаточной разработки педагогических аспектов этой деятельности;

- необходимостью и возможностью решения задач профилактики поведенческих нарушений несовершеннолетних на основе современных достижений психолого-педагогической науки и недостаточно эффективным использованием этих возможностей в превентивной деятельности образовательных учреждений.

Таким образом, возникает проблема: конфликты есть, а эффективных методов конструктивного урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах нет.

 

Тема инновационной работы:«Служба примирения как эффективная технология решения конфликтных ситуаций».

 

Проблема исследования состоит в определении факторов и условий, обеспечивающих эффективность решения конфликтных ситуаций, основанной на методах восстановительного правосудия.

 

Научная новизна исследования:

 

- разработка модели педагогического посредничества, включающая в себя основные этапы (подготовительный, примирения, восстановления справедливости, профилактический), содержание работы на каждом из них, методы работы (наблюдение, беседа, консультирование, сопровождение), критерии оценки эффективности деятельности;

- определение сущности педагогического посредничества в процессе примирения конфликтующих сторон, понимаемого как деятельность по созданию условий для осознания участниками конфликта мотивов своего поведения, выявления своей позиции и совместного поиска выхода из него;

- выделение принципов осуществления педагогического посредничества в процессе ресоциализации девиантного подростка (добровольности, беспристрастности, принятия, положительной перспективы);

- совершенствование деятельности службы примирения в условиях детского дома.

 

Теоретическая значимость заключается в выявлении методов урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в образовательном учреждении в рамках службы примирения.

 

Практическая значимость исследования:

 

- Разработка методических материалов по примирительной процедуре, которые используются в работе социальных педагогов образовательных учреждений Ставропольского края, а также в работе педагогов интернатных учреждений.

- Подготовка и публикация методического пособия «Технология работы службы примирения в социально-педагогической деятельности», содержащее описание организационно-методического и документального обеспечения службы примирения в различных сферах ресоциализационной деятельности, которые могут быть использованы в образовательных учреждениях разного типа.

 

Объект исследования:процесс урегулирования конфликтов, основанный на методах восстановительного правосудия.

 

Предмет исследования:конфликтное поведение в подростковом возрасте в малых группах.

 

Цель проекта:содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия; сокращение числа выпускников детского дома с асоциальным поведением; формирование позитивного отношения к себе и окружающим людям; содействия в восстановлении связей с кровными родственниками.

 

Гипотезой исследованияпослужило предположение о том, что педагогическое посредничество в урегулировании конфликтов с участием подростков будет более эффективным, если:

- вести мониторинг реализации восстановительных процедур в службе примирения;

- организовать на принципах восстановительного правосудия Службу примирения, реализующую новый гуманный взгляд на правонарушения несовершеннолетних подростков;

- посредническая деятельность будет направлена не только на урегулирование конфликта, но и на профилактику рецидива;

- активизировать внутреннюю конструктивную деятельность нарушителя по осознанию своей вины;

- поставить подростка-нарушителя в ситуацию самостоятельной ответственности за совершение действий по преодолению последствий нарушения;

- развивать взаимодействие службы примирения детского дома и образовательных учреждений, со специалистами КДН, инспекторами ОДН и ОВД, различными субъектами профилактики;

- будет реализована программа примирения, основанная на методах восстановительного правосудия;

- осуществлять систематическое методическое сопровождение специалистов, реализующих восстановительные технологии в службе примирения.

 

Задачи проекта.

1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Обучение воспитанников методам урегулирования конфликтов.

3. Воспитание толерантности и коммуникабельности во взаимоотношениях: воспитанник-воспитанник; работник детского дома-воспитанник детского дома; воспитанник детского дома-ученик школы; воспитанник детского дома - подросток; школьный педагог-воспитанник детского дома; педагог детского дома-педагог школы; воспитанник-биологический родитель.

4. Профилактика насилия в детском коллективе.

5. Формирование позитивных жизненных устремлений воспитанников детского дома.

6. Снижение уровня тревожности и агрессии у детей.

7. Профилактика напряженности и конфликтных ситуаций.

8.Проведение примирительных программ для участников конфликтов.

9. Рассмотрение методов урегулирования конфликта.

10. Исследование особенностей подросткового возраста и причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте.

11. Опираясь на результаты исследования сформулировать общие рекомендации для педагогов, необходимые для урегулирования конфликтов среди подростков.

12.Исследование стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях.

13. Пропаганда в институтах социализации детей и подростков технологий восстановительного правосудия как оптимального способа разрешения конфликтов в среде несовершеннолетних.

14. Обучение педагогов-кураторов и учащихся-волонтеров методам и технологиям проведения примирительных процедур.

15. Сопровождение процесса создания детских служб примирения (организационное, правовое и методическое).

 

Методы исследования

 

- изучение педагогической и психологической литературы и передового педагогического опыта работы по данной проблеме;

- системно-структурный анализ состояния проблемы конфликтов среди подростков;

- анкетирование педагогов, воспитанников;

- использование разнообразных методик, тестов-опросников;

- анализ и обобщение социально-педагогического опыта; изучение продуктов деятельности воспитанников и педагогов;

- метод прогнозирования;

- математические и графические методы обработки результатов инновационной работы.

 

Этапы исследования

 

Первый этап (01.04.2013 г. – 01.10.2013 г.) -подготовительный. Изучение и анализ психолого-педагогической, социально-педагогической, социологической и юридической литературы, формирование исходных представлений о проблеме и фактах, эмпирический анализ будущей базы исследования, накопление практического опыта организации и проведения примирительных встреч.

 

Второй этап (01.10.2013 г.-01.01.2016 г.)- основной. Разработка и экспериментальная проверка модели деятельности Службы примирения на базе детского дома. Обучение педагогов-кураторов и учащихся-волонтеров методам и технологиям проведения примирительных процедур. Проведение примирительных программ для участников конфликтов. Рассмотрение методов урегулирования конфликта. Сопровождение процесса создания детских служб примирения (организационное, правовое и методическое).Оформление результатов проведенных примирительных программ.

 

Третий этап (01.01.2016 г.-01.04.2016 г.)- заключительный. Проведение обобщения результатов исследования, оформление основных выводов и рекомендаций для внедрения в педагогическую практику. Публикация материалов инновационной деятельности детского дома.

 

Условия, необходимые для проведения исследования:

Правовые-

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Семейный Кодекс Российской Федерации;

- Федеральные Законы: № 120 от 24.06.1999 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; № 159-ФЗ от 10.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и др.;

- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утвержденаУказом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761);

- Стандарты восстановительной медиации разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации (17 февраля 2009 г.);

- локальные акты детского дома (Устав, положение об инновационной деятельности детского дома, решение педагогического совета об организации краевой инновационной площадки).

Кадровые - подбор и уровень подготовки кадров. Воспитательно-образовательный процесс в детском доме осуществляется квалифицированными специалистами.

 

Ведущая научная организация: ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования».

Научный руководитель: Панасенкова Марина Михайловна, руководитель кафедры социализации личности и коррекционной педагогики, кандидат педагогических наук.

Авторы проекта – Панасенкова Марина Михайловна, руководитель кафедры социализации личности и коррекционной педагогики; Шабанова Светлана Михайловна, директор детского дома № 13.

 

Виды деятельности участников экспериментов:

 

1.Директор:

принимает решение об участии детского дома в инновационной работе;

создает необходимые условия для проведения инновационной работы, повышения квалификации педагогических работников по вопросам проведения эксперимента;

устанавливает штатное расписание, распределение должностных обязанностей, надбавок и доплат к должностным окладам и ставкам заработной платы работникам детского дома с учетом специфики инновационной работы в пределах фонда оплаты труда, выделенного учреждению;

организует взаимодействие детского дома с заинтересованными организациями по проведению инновационной деятельности;

издание методических материалов, обобщающих опыт работы детского дома;

утверждает форму отчетности, годовые планы, программы и др. материалы, касающиеся ведения инновационной работы;

осуществляет подбор специалистов учреждения для реализации примирительных программ в рамках службы примирения;

проводит информационно-рекламную компанию, направленную на пропаганду в институтах социализации детей и подростков технологий восстановительного правосудия как оптимального способа разрешения конфликтов в среде несовершеннолетних;

направляет ежегодный отчет о ходе инновационной работы в министерство образования Ставропольского края.

 

2.Заметитель директора по УВР:

создает необходимые условия для проведения инновационной работы, повышения квалификации педагогических работников по вопросам проведения эксперимента;

организует воспитательно-образовательный процесс с учетом проведения инновационной работы;

осуществляет подготовку воспитателей к внедрению новых форм организации воспитательно-образовательного процесса в детском доме, здоровьсберегающих технологий;

проводит подготовку к организации и проведению мониторинга эксперимента по оценке успешности обучения, здоровья воспитанников;

проведение педагогического эксперимента в рамках программы инновационной деятельности;

организует проведение открытых мероприятий (уроков, занятий и т.д.) участниками эксперимента;

готовит аналитические отчеты о ходе и результатах проведения эксперимента в рамках своей компетенции;

готовит к изданию методические материалы, обобщающие опыт работы детского дома;

осуществляет научно-методическую работу, связанную с проведением эксперимента (разработка программ по проблеме исследования, участие в семинарах, конференциях и др. формах работы и др.);

подготовка информационно- методического материала по проблеме исследования для размещения на сайте.

 

3.Научный руководитель:

разрабатывает программу инновационной деятельности, научные статьи и др. необходимые для ведения эксперимента документы и локальные акты;

организует научно-методическую работу в детском доме с учетом проведения инновационной работы;

осуществляет информационно-консультативное, научно-методическое сопровождение деятельности участников эксперимента;

готовит педработников к апробации авторских программ по проблеме исследования;

подготовка и проведение педагогического эксперимента в рамках программы инновационной деятельности;

осуществляет организацию сопровождения эксперимента в детском доме;

знакомит участников эксперимента с новыми программами, учебно- методическими комплектами, современными подходами к оценке качества подготовки воспитанников;

организация и проведение семинаров, круглых столов и других форм методической работы по проблеме исследования в рамках детского дома;

разработка и внедрение программы по повышению квалификации педагогических работников в условиях детского дома;

подготовка информационно- методического материала с последующим его размещением в Интернете. Информация на сайте группируется по следующим направлениям:

а) «Материалы эксперимента»- помещаются методические материалы по основным этапам инновационной деятельности детского дома;

б) «Методическая работа в условиях детского дома»- помещается информация о проведении различных мероприятий в детском доме в рамках программы инновационной деятельности, некоторые материалы к ним.

направляет в министерство образования Ставропольского края научно- методические материалы, аналитические отчеты о ходе и результатах проведения эксперимента.

 

4.Педагог- психолог:

создает банк данных диагностики по всем направлениям эксперимента (в рамках своей компетенции);

проводит подготовку к организации и проведению мониторинга эксперимента по оценке успешности обучения, здоровья воспитанников;

готовит аналитические отчеты о ходе и результатах проведения эксперимента в рамках своей компетенции;

вносит предложения по совершенствованию работы психологической службы детского дома в условиях инновационной работы;

осуществляет научно-методическую работу, связанную с проведением эксперимента (разработка программ по проблеме исследования, участие в семинарах, конференциях и др. формах работы и др.);

ведет документацию установленной формы (в рамках своей компетенции) согласно программе инновационной работы;

проводит открытые мероприятия (уроки, занятия и т.д.), согласно программы инновационной работы (в рамках своей компетенции);

организует и проводит диагностику (первичная диагностика; итоговая диагностика);

проводит исследование особенностей подросткового возраста и причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте;

подготовка информационного, практического материала по проблеме исследования для размещения на сайте.

 

5.Воспитатель:

осуществляет воспитательно-образовательный процесс в соответствии с новым содержанием общего образования в условиях инновационной работы;

вносит предложения по совершенствованию воспитательно- образовательного процесса в ходе инновационной работы ;

использует педагогические технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников;

проводит открытые мероприятия (уроки, занятия и т.д.), согласно программы инновационной работы (в рамках своей компетенции);

осуществляет научно-методическую работу, связанную с проведением эксперимента (разработка программ по проблеме исследования, участие в семинарах, конференциях и др. формах работы и др.);

предоставляет отчеты о ходе и результатах эксперимента по установленной форме директору детского дома;

ведет документацию установленной формы (в рамках своей компетенции); → принимает участие в реализации примирительной программы в рамках работы службы примирения;

подготовка информационного, практического материала (в рамках своей компетенции) по проблеме исследования для размещения на сайте.

 

6.Социальный педагог:

ведет документацию установленной формы (в рамках своей компетенции) согласно программе инновационной работы;

осуществляет научно-методическую работу, связанную с проведением эксперимента (разработка программ по проблеме исследования, участие в семинарах, конференциях и др. формах работы и др.);

вносит предложения по совершенствованию воспитательно- образовательного процесса в ходе инновационной работы;

осуществляет воспитательно-образовательный процесс в соответствии с новым содержанием общего образования в условиях эксперимента;

создает банк данных диагностики по всем направлениям эксперимента (в рамках своей компетенции);

проводит открытые мероприятия (уроки, занятия и т.д.), согласно программы эксперимента (в рамках своей компетенции);

подготовка информационного, практического материала (в рамках своей компетенции) по проблеме исследования для размещения на сайте;

осуществляет профилактику напряженности и конфликтных ситуаций;

проводит примирительные программы для участников конфликтов;

предоставляет отчеты о ходе и результатах эксперимента по установленной форме директору детского дома.

 

Научно-методические: разработка, приобретение новых программ, методик, технологий, оснащенность учебно-методической литературой и нормативно-правовой документацией: информационная база по проблеме эксперимента. Система научно-методического обеспечения педагогических кадров осуществляется за счет разработки и реализации программы повышения квалификации педагогических работников детского дома.

В детском доме создана нормативно-правовая база по экспериментальной деятельности. Осуществлен подбор научно-методической литературы по проблеме исследования.

Методический кабинет оснащен необходимым оборудованием для осуществления научно-методической работы с педагогами. Разработана и реализуется программа по повышению квалификации педагогов детского дома. Через разнообразные формы повышения квалификации удалось сформировать готовность педагогов к работе в режиме эксперимента. Разработаны и распределены функциональные обязанности участником эксперимента.

Мотивационные- работа по стимулированию творческой, инновационной деятельности педагогов, наличие интересов к теме эксперимента у педагогов.

Организационные – в детском доме создано новое структурное подразделение-служба примирения. В рамках инновационной площадки будет совершенствоваться деятельность службы, разрабатываться новые службы примирения и обобщена в сборнике методических материалов для использования в работе детских домов Ставропольского края.

 

 

Раздел 2. Концептуально-прогностическая часть программы.

 

Концепция исследования (ведущие теоретические идеи, составляющие основу исследования).

 

Проблема конфликтных отношений между несовершеннолетними и взрослыми становится все более актуальной в свете увеличивающегося количества подростков с признаками суицидального поведения. Эти данные подтверждаются данными Шнейдер Л. Б. о главной роли конфликтов в возникновении суицидально опасной ситуации. Среди наиболее распространенных упоминаются конфликты, связанные с учебой и социальным взаимодействием людей, среди которых можно отметить конфликты со сверстниками, межличностные конфликты со значимыми людьми, конфликты, связанные с антисоциальным поведением (страх уголовной ответственности, боязнь позора) и конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями.

Изучению проблемы конфликтов посвящены исследования выдающихся философов, общественных деятелей, психологов, педагогов, социологов таких, как: 3.Фрейд, У. Мак-Дуглас, К. Лоренс, К. Левин, Г. Спенсер, К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Боулдинг, И. Ф. Смолянинов, П. О. Гриффин, М. И. Могилевский, О. В. Левин, В. А. Кременюк, Л. С. Выготский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, Д. П. Зеркин, Е. М. Дубовская, А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов и другие.

Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX века выделилась специальная область знания - конфликтология. В отечественной психологии и социальной психологии изучению сущности конфликта, причин его возникновения и путей разрешения посвящены исследования А. А. Бодалева, В. О. Агеева, В. И. Журавлева, Н. Н. Обозова, И. А. Коха, Я. А. Анцупова, А. И., Шипилова, Н. В. Гришиной, Ф. М. Бородкина, А. К. Зайцева, Н. И. Леонова, А. Г. Здравомыслова и др.

В настоящее время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений. В них проявляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми, группами, социальными общностями. В современных условиях проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает актуальность в плане улучшения эмоционального климата межличностного взаимодействия, что является необходимой составляющей успешности этого процесса.

В последнее время отношение к конфликтам и практика работы с ними рассматривается со следующих позиций:

1) конфликт - это нормально, это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, и поэтому выступает как естественный фрагмент человеческой жизни;

2) его не надо воспринимать как однозначно деструктивное явление, приводящее к разрушениям, это один из главных процессов играющих конструктивную роль в сохранении жизнеспособности и устойчивости социального целого;

3) конфликт содержит в себе позитивные потенциальные возможности и продуктивная конфронтация происходит вследствие того, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию;

4) конфликт может быть управляем; с ним можно работать, уменьшая его деструктивные последствия и усиливая конструктивные возможности.

Детские службы примирения, действующие в рамках концепции восстановительного правосудия, создают альтернативу агрессивным, силовым способам разрешения конфликтов в детской и подростковой среде, являются каналом трансляции цивилизованных норм взаимоотношений между детьми.

Ядром деятельности детских служб примирения являются примирительные встречи конфликтующих сторон, в ходе которых обсуждаются способы цивилизованного выхода из конфликта или криминальной ситуации. В ходе встреч с помощью подготовленных ведущих (медиаторов) изменяются отношения между людьми: от злобы и агрессии стороны приходят к взаимопониманию. По результатам встречи принимаются и реализуются обязательства по заглаживанию вреда и осуществляются восстановительные действия: извинение, прощение, принятие. Медиаторами могут быть как взрослые люди (в сложных случаях), так и несовершеннолетние, прошедшие специальную подготовку. Детская служба примирения работает под наблюдением взрослых на базе школ и других учреждений, решающих вопросы социализации детей и подростков и профилактики правонарушений. Заявки на проведение примирительных встреч могут поступать как от ровесников – участников конфликта, так и от педагогов, администрации школ, инспекторов КДН, родителей.

Служба примирения помогает эффективно работать с конфликтами и правонарушениями несовершеннолетних, а также с конфликтами между учениками, родителями, педагогами и администрацией.

Методическую составляющую деятельности службы примирения образуют принципы восстановительной медиации, задачами которой являются:

  1. Создание условий для организации диалога конфликтующих сторон, способствующего освобождению от негативных состояний и определения ресурса для совместного поиска выхода из ситуации: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям.

  2. Создание условий для обсуждения сторонами вопроса о заглаживании вреда, разработки механизмов и процедур заглаживания вреда, сроков и условий выполнения договоренностей.

  3. Разработка организационных основ деятельности службы примирения:

- механизма передачи на медиацию информации о конфликтных ситуациях;
- юридических последствий медиации (заключение договоров, примирительных соглашений);

- категории случаев, передаваемых на медиацию.

В качестве важнейшего результата восстановительной медиации рассматриваются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации.

Виды деятельности. Для решения поставленных задач Служба осуществляет следующие виды деятельности:

- оформление информационного стенда «Закон  порядок»;

- организация бесед, тренингов, занятий с детьми-волонтерами по подготовке к примиренческой деятельности;

- выявление конфликтов, подготовка и организация примиренческих процедур;

- организация просветительской деятельности среди учителей, родителей и педагогов с целью формирования в школьном пространстве толерантных установок;

- накапливание опыта и его передача.

Концепция Службы примирения базируется на трех основных положениях:

1. Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

2. В качестве ведущих примирительной встречи (медиаторов) работают подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками (взрослым подростки часто не доверяют).

3. Навыки, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят любые искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их дальнейшей жизни.

Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

Основные принципы восстановительной медиации:

  1. Добровольностьучастия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.

  2. Информированность сторон. Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

  3. Нейтральность медиатора. Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

  4. Конфиденциальностьпроцесса медиации. Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

  5. Ответственность сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

  6. Заглаживание вреда обидчиком. В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.

  7. Самостоятельность служб примирения. Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.



Предполагаемые результаты инновационной деятельности:

- воспитание установок толерантного сознания;

- снижение конфликтогенности, криминальности школьной среды и профилактика девиантного поведения;

- утверждение новой практики разрешения конфликтов в детско-подростковой и школьной среде;

- обучение подростков основным навыкам работы с конфликтными ситуациями;

- трансляция опыта через выпуск стенгазет, буклетов, СМИ, конференций для педагогов и школьников.

 

Прогнозирование негативных последствий инновационной работы

 

Могут быть следующие негативные последствия в ходе реализации программы инновационной работы:

  1.  Влияние недостаточной ИКТ-компетентности на качество разработки проектов и составление авторских программ.

  2. Негативное отношение ряда педагогов детского дома к нововведениям.

  3. Негативная реакция отдельных родителей, педагогов, воспитанников на методы восстановительного правосудия.

  4. Неготовность отдельных воспитанников решать конфликтные ситуации через службу примирения.

 

Условия и предложения по возможному распространению результатов по завершению инновационной работы

 

Будут тиражированы и распространены материалы, содержащие информацию об идеях восстановительного правосудия и об опыте работы и развития детских служб примирения на примере службы примирения детского дома.

Будет разработана региональная программа сопровождения деятельности детских служб примирения.

Планируется издание научно-методических пособий по результатам инновационной деятельности.

Результаты инновационной деятельности детского дома будут транслироваться через участие в научно-методических конференциях, семинарах различного уровня, а также через размещение опыта работы детского дома на его сайте и сайте кафедры социализации личности и коррекционной педагогики ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования».